Казахстанцев возмутило очередное планируемое повышение цен на топливо, редакция «Пятого региона» связалась с экспертами в этой области, для того чтобы понять, насколько такой шаг является необходимым.
На вопросы редакции отвечал ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть», экс-советник министра энергетики Олжас Байдильдинов.
По словам эксперта, данный вопрос связанный с повышением цен на энергоносители всегда был лишь вопросом времени, ведь разница цен на топливо с соседними странами повышает объемы теневого экспорта.
Олжас, скажите пожалуйста, такой шаг как повышение цен на топливо является необходимостью, или все же можно было обойтись без этого?
Эпоха дешевых энергоносителей в Казахстане закончилась. Потребителям нужно учиться экономить. Это хорошо видно и на примере «Астану Су Арнасы» где сдерживание цен и рост потребления привели к дефициту, теперь компания просит бережно относиться к потреблению воды, а жители новостроек, на окраинах города, уже несколько лет ощущают дефицит воды.
По нефтепродуктам абсолютно аналогичная ситуация: мы не бережем этот ресурс. Согласитесь, мало кто в РК покупает Киа Рио с двигателем 1,4 л вместо Камри 2,5 л, чтобы экономить топливо, а ведь так живет весь развитый мир: экономя ископаемые виды топлива.
А к чему может привести дальнейшее сдерживание цен на энергоносители?
Уже несколько лет пишу и привожу расчёты, по которым видно: цены на топливо и энергию в целом в РК убыточны. Сдерживание цен, конечно, хорошо для потребителей, однако это дестимулирует инвестиции в отрасль, а также, мы видим увеличивающийся объёмы теневого экспорта нефтепродуктов в соседние страны, где топливо на 100 и больше тенге стоит дороже. Дефицит, при такой схеме неизбежен.
Но мы ведь нефтедобывающая страна, неужели покрыть внутренний рынок без ущерба для потребителей невозможно?
Я не согласен с тезисом, что в нефтедобывающей стране топливо должно быть бесплатным - оно должно стоить столько, чтобы покрывать расходы и обеспечивать маржу. Статус нефтедобывающей страны может и должен обеспечивать хороший уровень жизни, но не дешевле топливо. В любимых нами ОАЭ Аи-95 на 27 марта стоит 367 тенге, а дизельное топливо - 388. При том, что себестоимость там существенно ниже. Это рыночные цены. И мы тоже к ним придем.
Что касается дальнейшего повышения цен, вы считаете, что цены продолжат расти?
Как я писал в телеграмм-канале: мера Правительства по текущему росту цен не устранит дефицит и не выровняет цены с соседями. Это не последнее повышение цен.
Олжас Байдильдинов - работал руководителем проектного офиса «Адалдық Алаңы», внештатным советником министра энергетики Казахстана.
Имеет опыт работы в структурах министерства энергетики, национальной компании «КазМунайГаз», в банковском секторе, занимался развитием собственного бизнеса в нефтесервисной отрасли.
С 2016 года ведет авторскую программу «Байдильдинов. Нефть» на телеканале Atameken Business.
Фото inbusiness.kz