13 января 2021 г.

«Пранк»: диагноз или норма?

«Пранк»: диагноз или норма?

Психолог рассказала «Пятому региону», почему и когда пранкерам и хайповщикам пора лечиться.

После новогодних праздников Сеть заполонили видеоролики пранкеров из Алматинской области. О границах нормальности розыгрышей и причинах увлечения не всегда безобидным пранком среди взрослых рассказала полимодальный психолог, супервизор Ольга Солоненко.

- Как вы думаете, почему пранки становятся популярными среди взрослых?

- Данные индивиды и направления в виде пранковства рождаются из общества. Обусловлено это тем, что мы, как люди, в основном не связанные со своими эмоциями и больше склонные проецировать, приписывать другим какие-то негативные качества, проживаем свои эмоции через эти пранки. Создатели пранков же очень пренебрежительно и агрессивно относятся к обществу, нарушая чужие границы, унижая и всячески показывая свой цинизм в отношении закона, в отношении телесности других людей. И вот эту агрессия, пренебрежение и наплевательское отношение к обществу некоторая категория людей проживает через такие видео. Они соединяются с теми, чувствами, которые вызывает это видео, которые у них самих внутри, оттого и лайкают. Вообще любая реакция на такие видео говорит нам о том, что мы каким-то образом к этому видео причастны. Мы существа социальные, мы ограничены законом, ограничены страхом, что, если начнем сейчас так себя вести в обществе, нас как минимум могут оштрафовать, как максимум отправить в психиатрическую больницу. И поэтому все бессознательные агрессивные импульсы проживаются через подобные видео. Поэтому пранки и стали популярны: сейчас нет канала выхода агрессии. Раньше она подразумевала обработку через интеллектуализацию, то есть образование. Падение образования очень влияет на то, что люди вовлекаются в такие эмоциональные вещи. И в основном, увлекаются и смотрят данные видео люди с достаточно примитивным уровнем эмоционального интеллекта.

- В Сети появляется множество далеко розыгрышей – торт в лицо маме, пройтись по автомобилю, разбить стекло. Почему для пранков избирают жестокость или агрессию?

- Касательно жестокости и агрессии – ценности в воспитании изначально ставят общество под риск того, что данных индивидов, которые размазывают торт и так далее, их будет больше. Почему? Потому что физическое насилие пропагандируют, эмоциональное насилие не рассматривают как насилие, и у ребенка формируется большой объем агрессии и жестокости, которую он выражает в виде съемок таких видео. То, что далее в жизни он реализует как «отыгрывание» - у нас называется в психоанализе, где он может взрослой женщине торт размазать или подойти, что-то отобрать, пихнуть, толкнуть. По сути он демонстрирует то отношение, которое у него было в детстве или в том обществе, в котором он воспитывался. У нас у всех есть некие травматические вещи, но это не дает нам права в обществе вести себя неподобающим образом. И эта агрессия, и жестокость обычно формируется тогда, когда отсутствует внутренний закон. Внутренний закон формирует отец: что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. Мы можем говорить, что у данных индивидуумов нет понятия законов, ограничений, зачем они нужны, для чего и что такое уважение. И прежде всего это вопрос о самоуважении и способе заработка. Скорее всего с человеком издевались так же прилюдно, как он делает в обществе, насмехаясь над другими людьми. Нам нужно обязательно пересматривать свое воспитание и передачу фундаментальных ценностей в виде уважительного отношения к ребенку. Иначе мы будем видеть поколение жестоких агрессивных людей, которые пытаются всячески показать пренебрежение к обществу.

- Что движет человеком в стремлении набрать большое количество лайков и реакций? Хайп – это тоже желание привлечь внимание или это другой мотив?

- Человек чувствует потребность в признании, но как его получить не знает, и пытается «быть полезным обществу» в виде такой деятельности. Что является глубиной этой деятельности: отсутствие любых интеллектуальных способностей, отсутствие мотивации учиться и через труд, монотонный, где мы создаем какой-либо продукт или где мы умеем использовать свои интеллектуальные способности для принесения пользы обществу и признанию. Здесь этого нет. Здесь потребность быть признанным есть, но способ выбирается довольно абсурдный и примитивный. И этот примитивный способ говорит о том, что у человека, который занимается хайпом, отсутствует какое-либо интеллектуальное воспитание или способность к нормальному взаимодействию и коммуникации с обществом и к тому, чтобы презентовать свои интеллектуальные способности. Данное качество отсутствует, а значит, не было той атмосферы, где бы эти способности развивались. И как нормальный человек учится, достигает, создает – ему это недоступно.

- Как по-вашему, пранкерам и хайповщикам нужно лечиться?

- Все начинается с подросткового возраста. Если у ребенка есть интересы, если на вот этот хайп и Интернет уходит 30% времени – это норма, они там играют общаются и нормально, а 70% занято эффективной полезной деятельностью в том числе эффективным отдыхом, нет речи о том, что ребенок должен ходить на 500 кружков. Он находится в реальности, коммуницирует с родителями, он занимается возможно спортом, учится и 30% в Интернете, то это называется развлечение: снимают обзоры как взрослые, города, людей и так далее. Если это становится образом жизни и деятельности – торт размазывается или вырывается из рук, обливается, приносит ущерб – это больные люди. Это социопаты, возможно, скрытые социопаты. Им нужно обратиться к психологу. И если ребенок проводит большую часть своего времени в Интернете, то это тоже повод родителям обратиться к психологу, потому что ребенок убегает из реальности. Значит, реальность, которую создают ему родители – невыносима. И родителям нужно обращаться к специалисту, чтоб их родительство корректировать. К психологу нужно обращаться тогда, когда это пренебрежение, унижение и всяческое издевательство над социальной жизнью становится опасным: когда пошли штрафы, привлечения уголовные, значит это превращается в патологию и образ жизни.