Люди обращаются в больницу по месту прикрепления, но в списках застрахованных оказываются не всегда, передает «Пятый регион».
С ситуацией, когда экстренно пришлось обращаться в платную поликлинику, несмотря на прикрепление и взносы в Фонд социального медицинского страхования, столкнулся житель Каскелена Павел. Как рассказал мужчина, обратившись с резкой болью и подозрением на аппендицит, в поликлинике по месту прикрепления в базе вышла пометка «не застрахован», и терапевт, сделав короткий осмотр, предложил сперва разобраться, в чем причина отсутствия страховки. «Конечно, в тот момент разбираться с проблемой я не стал, просто физически это было невозможно, пошел к частному врачу в другой медицинский центр. К счастью, все обошлось. Почему не застрахован, узнаю, как станет легче», - делится мужчина.
А между тем, чтобы не оказаться в подобной ситуации, можно проверить статус страхования на egov. Наиболее часто статус «не застрахован» выходит по следующим причинам:
1. Не оплачено время «льготного периода». Большинство восприняло льготный период до 1 июля, как освобождение от уплаты платежей. В результате, первые шесть месяцев могли оказаться неуплаченными или частично уплаченными.
Решение: Необходимо получить выписку платежей с разбивкой по месяцам. У ИП, работников по договору ГПХ, самозанятых или самостоятельных плательщиков должны быть уплачены взносы за 8 месяцев, начиная с 1 января 2020 года. У наемных работников должны быть отчисления за последние 12 месяцев.
Если за один или несколько месяцев отчислений не было, необходимо либо оплатить за тот месяц, где не было уплаты, либо обратиться к работодателю и попросить погасить задолженность.
Если взносы и отчисления в порядке, необходимо обратиться в Фонд социального медицинского страхования по номеру 1406 или оставить запрос в телеграмм боте.
2. Заявили о себе как о самозанятом, при подаче на 42 500 тенге и больше не платили ЕСП.
Многие заявили о себе, как о самозанятом, в апреле – мае и один раз оплатили единый совокупный платеж (ЕСП), из которого 40%, идет на обязательное социальное медицинское страхование. Чтобы иметь статус застрахованного ЕСП нужно платить ежемесячно.
Решение: Оплатить ЕСП за предыдущие месяцы отдельными платежами как самостоятельный плательщик в размере 2125 тенге, указывая период, за который производится уплата.
3. Работодатель в связи с карантинными мерами перестал делать отчисления.
Решение: С 20 апреля крупный бизнес полностью освобожден от уплаты отчислений за сотрудников до 1 июля, малый и средний бизнес до 1 октября по 29 направлениям деятельности. Сотрудники этих предприятий считаются застрахованными до этого периода, вне зависимости от того поступали за них отчисления или нет.
Если вы обнаружили, что у вас нет статуса застрахованного, несмотря на то, что вы работаете на предприятие, которое освобождено от уплаты ОСМС до 1 октября, нужно скачать мобильное приложение Qoldau 24/7, открыть вкладку «для сотрудников МСБ», указать БИН вашей организации, загрузить приказ о назначении на должность и отправить запрос. Если БИН по данным КГД входит в список освобождённых от уплаты ОСМС, то гражданину предоставляют статус застрахованного на 1 календарный месяц. В течение этого времени, его работодатель должен актуализировать список на сайте Комитета государственных доходов по ссылке www.msb.fms.kz и с помощью ЭЦП загрузить данные сотрудников. Списки нужно актуализировать ежемесячно.
4. Вы без работы и нечем платить взносы.
Решение: 15 льготных категорий граждан, среди которых дети, студенты, многодетные матери, беременные женщины и безработные ОСМС не платят. Взнос делает государство. Поэтому, если вы остались без работы и не можете оплачивать взносы, необходимо официально зарегистрироваться в качестве безработного в центре занятости при местном исполнительном органе.
5. Вы относитесь к одной из 15 льготных категорий граждан, но не знаете об этом. Если вы по каким-то причинам выплачиваете взносы самостоятельно, государство не сможет платить за вас отчисления, так как ваш статус автоматически изменился на самостоятельного плательщика или самозанятого.
Решение: Обратиться в службу поддержки пациента вашей медорганизации. Также можно оставить обращение через мобильное приложение Qoldau 24\7, позвонить в контакт-центр Фонда медстрахования 1406, либо в филиал фонда своего региона.
6. Неверно указанные данные при уплате взносов, либо недостаточная сумма.
Решение: Обратиться в Госкорпорацию «Правительство для граждан» и предоставить квитанции или чеки об оплате. После чего написать заявление о возврате средств и заново оплатить взносы за месяцы с задолженностью.
Важно! В случае, если вы не застрахованы, вы имеете право на медицинскую помощь в пакете бесплатной медицинской помощи:
- приемы специалистов участкового врача
- педиатра
- врача общей практики
- вызов врача на дом
- скорая помощь
- экстренная помощь на уровне поликлиники и стационаров
- лечение социально-значимых, инфекционных заболеваний, онкозаболеваний.