25 августа 2020 г.

Что делать, если медстраховка не сработала

Что делать, если медстраховка не сработала

Люди обращаются в больницу по месту прикрепления, но в списках застрахованных оказываются не всегда, передает «Пятый регион».

С ситуацией, когда экстренно пришлось обращаться в платную поликлинику, несмотря на прикрепление и взносы в Фонд социального медицинского страхования, столкнулся житель Каскелена Павел. Как рассказал мужчина, обратившись с резкой болью и подозрением на аппендицит, в поликлинике по месту прикрепления в базе вышла пометка «не застрахован», и терапевт, сделав короткий осмотр, предложил сперва разобраться, в чем причина отсутствия страховки. «Конечно, в тот момент разбираться с проблемой я не стал, просто физически это было невозможно, пошел к частному врачу в другой медицинский центр. К счастью, все обошлось. Почему не застрахован, узнаю, как станет легче», - делится мужчина.

А между тем, чтобы не оказаться в подобной ситуации, можно проверить статус страхования на egov. Наиболее часто статус «не застрахован» выходит по следующим причинам:

1. Не оплачено время «льготного периода». Большинство восприняло льготный период до 1 июля, как освобождение от уплаты платежей. В результате, первые шесть месяцев могли оказаться неуплаченными или частично уплаченными.

Решение: Необходимо получить выписку платежей с разбивкой по месяцам. У ИП, работников по договору ГПХ, самозанятых или самостоятельных плательщиков должны быть уплачены взносы за 8 месяцев, начиная с 1 января 2020 года. У наемных работников должны быть отчисления за последние 12 месяцев. 

Если за один или несколько месяцев отчислений не было, необходимо либо оплатить за тот месяц, где не было уплаты, либо обратиться к работодателю и попросить погасить задолженность.

Если взносы и отчисления в порядке, необходимо обратиться в Фонд социального медицинского страхования по номеру 1406 или оставить запрос в телеграмм боте. 

2Заявили о себе как о самозанятом, при подаче на 42 500 тенге и больше не платили ЕСП.

Многие заявили о себе, как о самозанятом, в апреле – мае и один раз оплатили единый совокупный платеж (ЕСП), из которого 40%, идет на обязательное социальное медицинское страхование. Чтобы иметь статус застрахованного ЕСП нужно платить ежемесячно.

Решение: Оплатить ЕСП за предыдущие месяцы отдельными платежами как самостоятельный плательщик в размере 2125 тенге, указывая период, за который производится уплата.

3. Работодатель в связи с карантинными мерами перестал делать отчисления.

Решение: С 20 апреля крупный бизнес полностью освобожден от уплаты отчислений за сотрудников до 1 июля, малый и средний бизнес до 1 октября по 29 направлениям деятельности. Сотрудники этих предприятий считаются застрахованными до этого периода, вне зависимости от того поступали за них отчисления или нет.

Если вы обнаружили, что у вас нет статуса застрахованного, несмотря на то, что вы работаете на предприятие, которое освобождено от уплаты ОСМС до 1 октября, нужно скачать мобильное приложение Qoldau 24/7, открыть вкладку «для сотрудников МСБ», указать БИН вашей организации, загрузить приказ о назначении на должность и отправить запрос. Если БИН по данным КГД входит в список освобождённых от уплаты ОСМС, то гражданину предоставляют статус застрахованного на 1 календарный месяц. В течение этого времени, его работодатель должен актуализировать список на сайте Комитета государственных доходов по ссылке www.msb.fms.kz  и с помощью ЭЦП загрузить данные сотрудников. Списки нужно актуализировать ежемесячно.

4. Вы без работы и нечем платить взносы.

Решение: 15 льготных категорий граждан, среди которых дети, студенты, многодетные матери, беременные женщины и безработные ОСМС не платят. Взнос делает государство.  Поэтому, если вы остались без работы и не можете оплачивать взносы, необходимо официально зарегистрироваться в качестве безработного в центре занятости при местном исполнительном органе.

5. Вы относитесь к одной из 15 льготных категорий граждан, но не знаете об этом. Если вы по каким-то причинам выплачиваете взносы самостоятельно, государство не сможет платить за вас отчисления, так как ваш статус автоматически изменился на самостоятельного плательщика или самозанятого.

Решение: Обратиться в службу поддержки пациента вашей медорганизации. Также можно оставить обращение через мобильное приложение Qoldau 24\7, позвонить в контакт-центр Фонда медстрахования 1406, либо в филиал фонда своего региона.

6. Неверно указанные данные при уплате взносов, либо недостаточная сумма.

Решение: Обратиться в Госкорпорацию «Правительство для граждан» и предоставить квитанции или чеки об оплате. После чего написать заявление о возврате средств и заново оплатить взносы за месяцы с задолженностью.

Важно! В случае, если вы не застрахованы, вы имеете право на медицинскую помощь в пакете бесплатной медицинской помощи:

- приемы специалистов участкового врача

- педиатра

- врача общей практики

- вызов врача на дом

- скорая помощь

- экстренная помощь на уровне поликлиники и стационаров

- лечение социально-значимых, инфекционных заболеваний, онкозаболеваний.