По данным международного аналитическогyaо агентства, граждане республики уверены, что в Казахстане экономический кризис, передает «Пятый регион».
Мнениями о состоянии мирового и казахстанского ритейла эксперты поделились на прошедшей в Алматы Международной выставке Central Asia Fashion. Как отметил специалист по работе с розничными сетями в Казахстане «NielsenIQ Kazakhstan» Сергей Буланов: «Инфляция за 2021 составит 7,9%, в прошлом году она составила 7,5%. В этом году однозначно выше, чем за периоды 2018 – 2019 годов. Если говорить о том, как растут доходы населения относительно инфляции, то в целом по Казахстану в разрезе разных регионов можно наблюдать, что все же доходы казахстанцев растут больше, чем инфляция. Однако, можно выделить 3 региона - Кызылординская область, Мангыстауская область и Алматы. В данных регионах доходы растут гораздо ниже, чем инфляция», - делится данными исследований Сергей Буланов.
Что касается вопроса экономии, постпандемийные покупатели, по словам эксперта, поделились на 4 категории. Из них начавших экономить 46%, таким образом от пандемии в Казахстане пострадал каждый пятый житель страны.
Как указывает эксперт, «индекс потребительского оптимизма» в стране составляет 104 пункта, тогда как в России - 90. «Показатель выше 100 пунктов говорит о более оптимистическом настроении среди покупателей, нежели негативном. Однако, все же казахстанцы считают, что страна находится в экономическом кризисе (74% опрошенных) и только 12% покупателей считают, что в ближайший год ситуация улучшится. Условно, семь из десяти покупателей в целом оценивает свое финансовое состояние достаточно позитивно в ближайший год. Что касается перспектив трудоустройства в ближайший год, то каждый второй покупатель считает перспективы трудоустройства хорошими. Однако, только 4 из 10 готовы тратить деньги и считают, что этот год является достаточно хорошим временем для новых приобретений», - сообщает Сергей Буланов.
«Основные средства, согласно исследованиям, тратятся на обустройство дома и ремонт. В то же время 32% опрошенных продолжают тратить деньги на отпуск, это вторая статья расходов, после основных трат. И если мы говорим про третью основную статью – это погашение займов и кредитов. Что касается ситуационного подкрепления, то уже заметно, что покупатель возвращается к привычной жизни».