Казахстан – один из крупнейших мировых экспортеров зерна, ежегодно отправляющий за рубеж миллионы тонн продукции. Однако введенные АО "Казахстан Темір Жолы" (КТЖ) новые технические требования могут поставить под угрозу стабильность отрасли, создать дополнительные финансовые нагрузки на бизнес и привести к серьезным задержкам в поставках.
Что изменилось?
С 15 января 2025 года КТЖ вводит новые требования к толщине гребня колесных пар грузовых вагонов. Теперь минимально допустимый показатель для международных перевозок повышен с 25 до 26 миллиметров.
Это значит, что большинство казахстанских вагонов, работающих по стандарту 25 мм, будут признаны непригодными, а владельцы вынуждены срочно менять колесные пары или останавливать работу.
Чем это грозит зерновому экспорту?
По итогам 2024 года Казахстан перевез 10,6 млн тонн зерна, из которых 8,1 млн тонн ушло на экспорт. Новые правила КТЖ могут привести к:
- Остановке отгрузок – из-за невозможности использования большинства вагонов.
- Срыву экспортных контрактов – покупатели за рубежом могут отказаться от продукции из-за задержек.
- Огромным финансовым затратам – замена колесных пар на 80% казахстанского парка вагонов (около 10 000 единиц) потребует 72 млрд тенге.
"Такие изменения требуют детального обсуждения и постепенного внедрения. Однако КТЖ фактически ввело их без согласований и анализа последствий", – отмечают представители бизнеса.
Почему это незаконно?
Депутаты партии "Ак жол" уже направили официальный запрос в адрес премьер-министра и генерального прокурора Казахстана. В обращении отмечается, что:
- Решение КТЖ нарушает национальное законодательство – изменения в технических требованиях должны сопровождаться нормативными актами, анализом последствий и переходным периодом.
- Новые стандарты противоречат международным нормам – стандарт толщины гребня 25 мм признан на уровне Таможенного союза, СНГ и Евразийской экономической комиссии.
- Казахстанские компании оказываются в невыгодном положении – другие страны продолжают работать по старым стандартам.
- Нет экономического обоснования – бизнесу придётся нести миллиардные убытки без очевидной выгоды.
Есть ли коррупционная подоплека?
Представители зерновой отрасли и перевозчиков уже заявили, что новые ограничения создают искусственные барьеры для определённых игроков рынка. Это может привести к монополизации железнодорожных перевозок и искусственному переделу рынка в пользу отдельных структур.
Что предлагают депутаты?
Фракция "Ак жол" требует:
- Дать правовую и техническую оценку правомерности новых требований КТЖ.
- Пересмотреть и отменить ограничение по толщине гребня колесных пар, так как оно не соответствует международным стандартам.
- При необходимости ввести переходный период и оказать финансовую поддержку компаниям на 72 млрд тенге для модернизации вагонов.
Пока власти не дали официального ответа, но бизнес уже заявляет о возможных забастовках и остановках перевозок. Если решение не будет пересмотрено, Казахстан может столкнуться с одним из крупнейших кризисов в экспортной логистике за последние годы.
Пятый регион продолжает следить за развитием событий.