36-летний Евгений Ким переехал в Америку с семьей пару лет назад, в интервью «Пятому региону» бизнесмен поделился, к чему нужно быть готовым, если планируешь вести дело в двух странах.
- Почему вы решили заняться торговлей?
- С детства родители говорили, что нужно работать на себя, поэтому я был уверен, что буду заниматься бизнесом. Первый розничный магазин я открыл в 2005 году в торговом центре «Алатау» в Каскелене. Тогда приходилось действовать интуитивно и использовать метод проб и ошибок, но я хорошо зарабатывал и это дало мне уверенность, что я на правильном пути. Много лет ведения оптово-розничного бизнеса (прим. ред. - продажа детской одежды и обуви) дало свои результаты – сегодня в нашем семейном деле 5 розничных магазинов «Riki Tiki» в Алматы и большой оптовый склад, где более 1000 постоянных клиентов со всего Казахстана и ближайших стран. Мы сотрудничаем более чем с сотней поставщиков из Китая, Турции, Польши, Узбекистана и Кыргызстана. Также активно работаем с казахстанскими производителями. У нас представлено более 5000 видов моделей, огромный ассортимент одежды и обуви для детей от 0 до 12 лет. Годовой оборот более миллиарда тенге.
- С какими проблемами вы сталкивались на своем пути?
- Каждый день предпринимателя, как челлендж. В бизнесе я уже 18 лет и за это время столкнулся со множеством проблем, моя компания пережила 3 крупные девальвации тенге, я помню еще время, когда курс доллара к тенге был 1/120. Поскольку у нас в основном импорт, то мы очень зависимы от курса доллара, от экономических и политических ситуаций, не только в нашей стране, но и в мире. В Казахстане чувствуется незащищенность бизнеса, мы пережили 2 пожара с общей потерей товара на 400 000 долларов. Проблемы с логистикой, когда из-за задержки, не успевали вовремя получить сезонный товар. Также одна из главных проблем у всех - это построить команду. На это у меня ушли годы, сложно найти людей, с которыми находишь сразу понимание и общее видение. Я думаю, что какой бы у тебя не был стабильный бизнес, ты всегда сталкиваешься с неожиданными задачами. Но если быть гибким и при этом придерживаться плана и стратегии, то обязательно придет успех.
- Какие вы видите особенности в ведении бизнеса в Казахстане?
- Казахстан - это страна с населением более 19 миллионов человек, имеющая доступ к рынкам Китая, России и Средней Азии. Экономика страны стремительно развивается. Казахстан занимает 25-е место среди 190 стран в рейтинге легкости ведения бизнеса. В стране существует относительно свободный рынок, простая регистрация бизнеса, низкий уровень налогов, отсутствие ограничений на перемещение капитала, в некоторых нишах отсутствие или небольшая конкуренция. Еще одним преимуществом является низкая стоимость рабочей силы. Средняя заработная плата в Казахстане составляет около 500 долларов в месяц, что значительно ниже, чем в других развитых странах. Еще мне нравится развитая банковская система, Kaspi.kz это то, чего не хватает США. Однако огромный минус в Казахстане, то, что рынок относительно мал, проблема в кредитовании бизнесов, наличие гос.монополистов в многих сферах.
- А в США?
- Плюсов на самом деле множенство: развитая экономика, большой внутренний рынок, в США на сегодня проживает более 331 млн человек, где более 70% экономически активного населения. Это страна больших возможностей. Здесь легче найти инвестора или получить кредитование, большая часть населения платежеспособная. Например, я занимаюсь торговлей, а американцы самые активные потребители, только на рождественские праздники они тратят более 900 миллиардов долларов. По статистике в среднем американец тратит 5400$ за год на спонтанные покупки. Из минусов - строгая налоговая система, большие расходы на зарплату, страховку и аренду.
- Почему вы выбрали именно Америку?
- В 2009 году я приезжал в США по программе Work&Travel и просто влюбился в эту страну. Во время локдауна понял, что нужно действовать и не откладывать реализацию мечты. Тем более вести бизнес в первой экономике мира - это как участие в Оллимпийских играх, высший пилотаж. Теперь в США у меня компания, которая занимается торговлей на онлайн площадке Amazon. Уже в первый год работы мы вышли на прибыль. Вообще онлайн площадки стремительно развиваются во всем мире, особенно после ковида, люди поняли всю прелесть и удобство онлайн покупок. У казахстанцев есть отличную возможность зарегистрировать свой аккаунт на Amazon и начать продавать свои товары в США, Европе, Канаде и Мексике. Создание собственного бренда является самым надежным и перспективным вариантом, так как чем успешнее ваш бренд, тем выгоднее вы сможете его продать. Тем не менее, необходимо понимать, что создание собственного бренда - самый затратный вариант, который требует больших вложений.
- А сколько нужно денег?
- Сумма, которую необходимо вложить на Amazon, может существенно варьироваться в зависимости от выбранной ниши, типа продукта и стратегии продаж, например, если вы хотите запустить свой продукт, то вам нужно будет вложить как минимум 20 000 долларов для запуска одного товара.
- Какие советы вы можете дать начинающим предпринимателям.
- В первую очередь нужно искать свою нишу и строить бизнес в том направлении, которое вам интересно и приносит удовлетворение. Также очень важно научиться грамотно управлять финансами и планировать бюджет. Не стоит бояться делать ошибки, они неизбежны, но важно уметь из них извлекать уроки и двигаться дальше. И конечно, необходимо постоянно учиться и развиваться, следить за новыми тенденциями и технологиями в своей отрасли, чтобы не оставаться на месте и продолжать расти.